Нам важен успех каждого!

26 июля 2021

Текст: Надежда Лыжина (директор ОГБУ «Региональный центр развития образования» (Томский региональный центр выявления и поддержки одаренных детей), сопредседатель регионального штаба ОНФ в Томской области).

Совсем недавно в Российской газете опубликована статья Елены Шмелёвой «Учеба — это счастье. Как сделать образование в России доступным и качественным независимо от региона». Мы находим идеи и предложения, озвученные в статье, крайне важными для развития системы образования в частности, и для формирования будущего детей в России, в целом. 

Томская область является одним из ведущих центров инновационного развития России. Мощный научно-образовательный комплекс, нефтегазовая и атомная отрасли – локомотивы развития экономики региона. На протяжении многих десятилетий стратегическим приоритетом является развитие человеческого капитала и интеллектуального потенциала жителей Томской области.

Каждый ребёнок талантлив

Сегодня в регионе формируется насыщенная разнообразная образовательная среда, способствующая проявлению способностей и талантов каждого школьника, независимо от места жительства, социального статуса и финансовых возможностей семьи. «По оценке федерального центра и наших коллег, у нас создана одна из лучших систем, которая позволяет, с одной стороны, выделять одаренных детей, а с другой стороны, она помогает им в их развитии», — Губернатор Томской области Сергей Анатольевич Жвачкин.

Целевая программа «Развитие системы выявления и поддержки детей, проявивших выдающиеся способности», реализуемая в Томской области на протяжении 10 лет, охватывает своей деятельностью все 20 муниципалитетов региона в которых действуют 9 межмуниципальных центров по работе с одаренными детьми, а значит, каждый ребёнок имеет возможности для раскрытия своих способностей и талантов. Ежегодно в мероприятиях программы принимают участие более 90% школьников региона, около 400 ребят представляют Томскую область на всероссийском и международном уровнях. 1247 школьников Томской области стали победителями, призерами высокорейтинговых конкурсных мероприятий, все они награждены почётным знаком «Юное дарование Томской области». Особо значимы победы томских школьников во Всероссийской олимпиаде школьников; Всероссийском конкурсе «Большая перемена»; Всероссийской олимпиаде НТИ; Всероссийском конкурсе «Большие вызовы»; чемпионате профессионального мастерства «WorldSkills» и др.

В рамках российско-индийской проектной школы «Большие вызовы в сфере устойчивого развития» в Образовательном центре «Сириус» Артём Баталов из Томска представил Президенту России Владимиру Путину проект робота для чайных плантаций, которого можно эффективно использовать в сельхозпроизводстве. Проект Данилы Копцева, Артёма Бакшеева и Даниила Кабанова включен в топ-5 прорывных изобретений российских школьников по итогам конкурса Кружкового движения Rukami. Школьники разработали новый способ генерации кислорода, создав биореактор. Проект стал победителем конкурса «Большие вызовы». И список побед можно продолжать.

Меньше отчетов — больше возможностей

Современные вызовы и задачи, стоящие перед системой образования, развивающаяся в Томской области система выявления, сопровождения и поддержки талантливых школьников требуют постоянного развития педагогов, овладения новыми методами и технологиями обучения и воспитания, мотивации педагогов к эффективной работе с детьми с разными образовательными потребностями. Широкий пул региональных конкурсов профессионального мастерства (ежегодно проводится более 10, по итогам которых педагогам вручаются денежные премии), реализация программы по развитию наставничества, моральные и материальные меры поддержки, с одной стороны стимулируют педагогов к профессиональному развитию, способствуют созданию комфортной, доброжелательной к детям развивающей среды, а с другой стороны, требуют больших интеллектуальных и временных ресурсов.        Вместо огромного вала отчетности и ответов на всевозможные запросы максимум времени педагогов должно быть направлено на развитие своих профессиональных компетенций и, как следствие, на развитие и сопровождение каждого ребёнка.

Умному региону – «Большой университет»

Тема «Большого университета» уже несколько месяцев является одной из ключевых в региональной и федеральной повестке. Его создание обеспечит новую среду для коммуникации школьников, студентов и ученых, университетов и научных институтов, бизнеса и производства. Безусловно, «Большой университет» станет площадкой для реализации совместных проектных инициатив на основе кооперации научных организаций, вузов, школ, техникумов и колледжей, средой нового поколения и центром, привлекающим инвестиции.

Считаю важным отметить, что уже сегодня томские вузы, научные центры, производственные кампании, бизнес — сообщества активно включены в работу с детьми. Зеркалируя в нашем регионе модель и опыт «Сириуса», мы совместно реализуем приоритетные проекты: «Большие вызовы», «Сириус. Лето», «Уроки настоящего», Олимпиада НТИ, Всероссийская олимпиада школьников и другие. Высокая концентрация научно-образовательного потенциала позволила нам в Год науки и технологий успешно реализовать Фестивали и Дни науки, акцию «На острие науки», профессиональные пробы для школьников совместно с Советом молодых ученых, вузами и институтами РАН.

Только в 2021 году более 10 тысяч ребят были активно вовлечены в эти проекты, для которых наставниками, экспертами, консультантами выступили учёные, производственники, предприниматели. Именно такие форматы совместной деятельности предоставляют школьникам возможность проявить себя в решении прикладных задач, погрузиться в актуальную научно-технологическую повестку.

Актуальным направлением деятельности нашего регионального центра   остается развитие партнерских связей не только с научным сообществом, но и с бизнесом и производством.

«Выявлением способностей школьников нужно заниматься, начиная с детского сада. Если мы говорим о будущих грамотных и мотивированных студентах, то заниматься их развитием нужно последовательно в школе. Если мы говорим о будущих специалистах высокого класса наших компаний, то эту цепочку нужно складывать, чтобы готовить звёздочек для работы в отраслях науки и производства региона и страны», – Губернатор Томской области Сергей Анатольевич Жвачкин.

Талантам нужно помогать!

Одной из приоритетных задач Томского регионального центра выявления и поддержки одаренных детей является развитие интеллектуального и творческого потенциала молодых талантов. Очень важно создать в образовательной среде ситуацию, когда рядом с ребёнком окажутся неординарные талантливые педагоги, тьюторы, тренеры, наставники, студенты и преподаватели вузов, молодые ученые, по-настоящему увлеченные своим делом. Целый ряд уникальных проектов, реализованных Центром, подтверждают, что это именно так.

В рамках онлайн-клуба «4К: критическое мышление, кооперация, креативность, коммуникация» школьники – лидеры проектных команд, студенты — выпускники «Сириуса» делятся своими историями успеха, инсайтами, результативным проектным, в том числе, предпринимательским опытом, мотивируя сверстников к новым достижениям. В нашем центре олимпиадной подготовки под руководством ведущих тренеров одновременно успешно учатся как школьники, так и их педагоги-наставники. В регионе вот уже 3 года действуют одни из самых успешных в стране студии волонтёрского проекта «Уроки настоящего» Образовательного центра «Сириус». Старшеклассники — руководители студий, являясь волонтёрами науки, на практике вместе со своими командами предлагают решения сложнейших научно-технологических задач, поставленных ведущими российскими корпорациями.

Важными чертами томской молодёжи являются их социальная ответственность, активная гражданская позиция, забота о ближних. Наши ребята включаются в деятельность волонтёрских штабов, студенческих отрядов, становятся участниками социальных акций, инициируют и реализуют молодёжные инициативы. Уже более года в регионе действует программа оказания адресной помощи населению #МыВместе, в её работе принимают участие неравнодушные граждане самого разного возраста, в том числе, члены Регионального штаба и Молодёжки ОНФ.

Все это реальные практические ситуации, позволяющие каждому применить свой талант на практике на пользу обществу.

«Те дети, которые занимаются проектной деятельностью, реализуют социальные инициативы, уже сегодня ждут серьезных заказов, реальных задач, над которыми могли бы работать. Это поколение, которое способно решать социально-значимые проблемы. Поэтому мы очень рассчитываем на поддержку наших ученых, технологических предпринимателей, некоммерческих социально-ориентированных организаций, потому что эта работа должна быть совместной, системной и практико-ориентированной», — Грабцевич Ирина Борисовна, начальник Департамента общего образования Томской области.

В заключении с уверенностью хочу сказать, мы гордимся результатами и достижениями нашей молодёжи, зачастую они успешно решают не по возрасту сложные задачи, тем самым принося славу и пользу нашему региону и стране!

Возврат к списку ← Назад | Вперед →

Возврат к списку