Центр «Планирование карьеры» г. Томска

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр дополнительного образования детей «Планирование карьеры» г. Томска (далее - Центр) является некоммерческой организацией, созданной в 1996 году. Ежегодно в Центре обучаются 2790 человек. На сегодняшний день это учреждение дополнительного образования, основная цель деятельности которого - профессиональная ориентация, организация профильных и профессиональных проб школьников. Центр является одним из ведущих инновационных образовательных учреждений Томской области. Педагогами Центра разработаны и реализуются программы и учебно-методические комплекты: "Планирование карьеры", "Основы социализации личности", "Шаги проектирования" и др., содержащие практические рекомендации по организации образовательной деятельности, направленной на формирование готовности обучающегося к личностному и профессиональному самоопределению.

Центр является площадкой четырех региональных образовательных сетей: межмуниципальных центров по работе с одаренными детьми, ресурсо-внедренцеских центров инноваций, центров гражданского образования, сети школьных предприятий.

Тема проекта межмуниципального центра - создание центра по выявлению и развитию профессиональной одаренности детей и молодежи в Томской области (далее - ММЦ). В данном проекте под профессиональной одаренностью понимаются особые личностные качества, характеризующиеся высоким уровнем развития общих и профессиональных способностей.

Ключевые признаки профессиональной одаренности:

  • мотивационная направленность личности на социальную успешность в профессиональной деятельности;

  • наличие потенциальных возможностей личности для достижения высокого мастерства в выбранной сфере профессиональной деятельности.

Принципиальное значение для данного проекта имеет позиция Центра относительно выявления и развития одаренности, которая заключается в создании условий для выявления профессиональной одаренности ребенка и обеспечения успешной социализации проявивших себя талантливых детей.

Ключевые направления образовательной деятельности:

  • выявление и развитие профильной направленности и профессиональной одаренности детей и молодежи;

  • психолого-педагогическая поддержка процессов самоопределения, самореализации и планирования карьеры одаренных детей, подготовка к жизни и трудовой деятельности в условиях информационного общества и инновационной экономики;

  • обеспечение преемственности общего, дополнительного и профессионального образования - «от одаренного ребенка - к одаренному взрослому».

Участниками проекта являются дети и молодежь в возрасте до 18 лет, педагоги, психологи, администрация образовательных учреждений, и другие работники образования, занимающиеся вопросами психолого-педагогического сопровождения, профориентации, профильного обучения, внеурочной деятельности одаренных обучающихся. Участие в проекте может быть очным или организованным дистанционно. 

Центр реализует пять городских программ воспитания и дополнительного образования, направленные на различные виды профессиональной одаренности:

  • "Технолига";

  • "Я гражданин Томска. Обнимем юностью наш город";

  • "Бизнес - инкубатор";

  • "Психолого-педагогический класс";

  • "Планирование карьеры - путь к успеху".

Результаты деятельности.

2015 год.

ММЦ в 2015 году продолжил свою деятельность, ориентируясь на лидерскую, предпринимательскую, профессиональную одаренность обучающихся: продолжает функционировать бизнес-инкубатор для старшеклассников, успешно реализуется программа по профессиональной ориентации для обучающихся. В 2015 г. Центр реализовал 7 образовательных программ с охватом 5 276 обучающихся. Проведено 8 мероприятий и образовательных событий, в которых приняли участие 667 обучающихся и 210 педагогов, в мониторинговых исследованиях профессиональных склонностей и профессиональной одаренности приняли участие 585 обучающихся.  

В связи с присоединением в 2015 году к центру загородного лагеря, ММЦ получил дополнительные возможности по организации каникулярного отдыха детей и проведения профориентационных программ. В 2015 г. на базе образовательного центра «Солнечный» были организованы 3 каникулярные профориентационные программы для 480 детей. Кроме этого, в течение учебного года более 1800 школьников города Томска, осуществили кратковременный выезд в образовательный центр, где для них были организованы образовательные программы различной тематики. В период летних каникул на базе загородного образовательного центра «Солнечный» организованы 4 профильные смены по направлениям выявления и развития профессиональной одаренности в технической, гуманитарной, творческой и предпринимательской сферах. В течение 2015 года в исследованиях качества образования в Центре приняли участие 2349 человек, 1415 из них протестированы с помощью психодиагностических компьютеризированных комплексов «Ориентир» и «Эффектон – studio», которые зарекомендовали себя как оптимальные методики, выявления профильной направленности и профессиональной одаренности.

Одним из  значимых результатов деятельности ММЦ в 2015 году стал запуск сайта профориентационных мероприятий http://cpcgame.ru/. Сайт работает с целью организации информационно-познавательного пространства для различных субъектов образовательного процесса по вопросам профессионального самоопределения. Зарегистрированными пользователями сайта в настоящее время являются 402 обучающихся и 24 эксперта. Проведение дистанционных профориентационных мероприятий с использованием ресурсов сайта помогает выявлять и развивать профессиональную одаренность обучающихся вне зависимости от их места жительства и обучения.

2016 год.

Ежегодно программами ММЦ, ориентированными на выявление и сопровождение одаренных обучающихся охвачены 11% школьников города Томска в возрасте от 6 до 18 лет, на момент 2016 года, это составляет 5500 человек. Программы направлены на развитие в научно-технической, предпринимательской, медиа и социальной профессиональной областях. ММЦ реализует 6 городских программ воспитания и дополнительного образования, благодаря участию в которых дети и подростки реализуют социальные и профессиональные пробы, получают поддержку в развитии своих проектных идей и исследовательских инициатив.

ММЦ проводит мониторинговые исследования, способствующие выявлению одаренных обучающихся. В течение 2016 года в таких процедурах с помощью психодиагностических компьютеризированных комплексов «Ориентир» и «Эффектон-studio», которые зарекомендовали себя как оптимальные методики выявления профильной направленности и профессиональной одаренности, приняли участие 493 человека.

По итогам мониторинга занесены в базу данных одаренных обучающихся 185 человек. Ежемесячно база данных пополняется обучающимися, занявшими призовые места в мероприятиях различного уровня. Каждому обучающемуся назначен тьютор, обеспечивающий участие обучающихся в конкурсах или мероприятиях по направлениям, определенным в ходе индивидуальной работы.

Укрепленная материально-техническая база ММЦ и разветвленная сеть партнерских взаимоотношений, прежде всего с Национальным исследовательским Томским политехническим университетом, позволили ММЦ проявить свое лидерство среди учреждений дополнительного образования города Томска в развитии научно-технического творчества обучающихся. Второй год подряд школьники, подготовленные тренерами ММЦ, входят в состав региональной команды Томской области, участвующей во Всероссийском этапе Всемирной робототехнической олимпиады. 

Успех не заставил себя ждать, обучающиеся ММЦ Дмитрий Киреев и Андрей Деев победили в регламенте «Роботраффик» на Всероссийской робототехнической олимпиаде в городе Казань, команду подготовил педагог Алексей Андреевич Черных. 2016 год стал для команды успешным не только в олимпиадном движении, в октябре Дмитрий и Андрей стали участниками финала научно-инженерного конкурса «Ученые будущего», который проводится в рамках Всероссийского фестиваля науки в г. Барнауле. На конкурсе обучающиеся представили свой проект, который занял первое место в номинации «Техника и  технологии».

Еще в 2015 году успешно стартовала программа по выявлению и развитию профессиональной одаренности в сфере новых медиа. Медиа-центр ЦПК открылся в сентябре 2014 года, а уже в апреле 2016 года Екатерина Перемитина, Екатерина Луценко и Вера Барсукова, стали победителями Всероссийского фестиваля школьной прессы и прошли серьезную стажировку, освещая события Московского международного салона образования.

В ММЦ продолжается формирование инновационной модели интеграции ресурсов общего и дополнительного образования. Ресурсное взаимодействие и социальное партнерство Центр «Планирование карьеры» осуществляет на протяжении всех двадцати лет своего развития. Так, в настоящее время ЦПК активно работает с ОГБУ "РЦРО", ОГУ Центром занятости населения г. Томска, ООО «Киномир» и «Киномакс», ТЮЗом, Томским областным краеведческим музеем, Томским областным художественным музеем, Музеем истории Томска, Молодёжным парламентом Томской области, УФСКН, Центром венчурных инвестиций Томской области, Бизнес-инкубаторами ТГАСУ, НИ ТПУ, МБИС «Дружба», Образовательным центром № 627 г. Москвы, Педагогическим факультетом ТГПУ, Факультетом психологии НИ ТГУ, Институтом Кибернетики НИ ТПУ, музеем науки «Склад Ума», библиотеками г. Томска и пр. Сетевое взаимодействие с данными организациями позволяет расширить ресурсную базу Павильона профессиональных проб, бизнес-инкубатора для реального воплощения социальных и бизнес проектов обучающихся, организации практик, стажировок и временного трудоустройства старшеклассников. 

В среднем, с 24 общеобразовательными организациями ежегодно заключаются договора о ресурсном взаимодействии, организации внеурочной деятельности. Психологи ММЦ реализуют программы сопровождения профессионального самоопределения, включающие мониторинги личностных результатов образования обучающихся школ г. Томска. В 2016 году были обновлены соглашения с Институтом кибернетики НИ ТПУ и кафедрой социальных коммуникаций Факультета психологии НИ ТГУ, что позволило организовать профессиональные пробы нового поколения: «инженер-конструктор», «нанотехнолог», «специалист по 3 D графике», расширить ресурсные возможности по реализации направления образования в сфере «новых медиа».

Один из самых значительных результатов работы ММЦ в 2016 году - развитие  сайта профориентационных мероприятий http://cpcgame.ru/. Сайт направлен на организацию информационно-познавательного пространства по вопросам профессионального самоопределения. Участие в играх, представленных на ресурсе, позволяет погрузиться в различные сферы деятельности специалистов, его активными пользователями в настоящее время являются 1393 обучающихся и 30 экспертов, причём количество участников увеличивается ежедневно, за второе полугодие 2016 года контингент участников увеличился в два раза. Работа сайта дистанционных профориентационных мероприятий помогает выявлять и развивать профессиональную одаренность обучающихся вне зависимости от их места жительства и обучения.

2017 год.

За 2017 г. Центром реализовано 8 образовательных программ, обучение по которым прошли 7477 обучающихся образовательных организаций, состоялись 8 мероприятий, участие в которых приняли 893 обучающихся и 321 педагог. В 2017 г. серьёзными темпами продолжает развиваться сайт профориентационных мероприятий http://cpcgame.ru/, за год количество участников мероприятий на ресурсе увеличилось до 2800 человек. 

2018 год.

В 2018 г. в образовательных программах и мероприятиях ММЦ приняли участие 8243 обучающихся. Центр стал организатором знаковых мероприятий, направленных на выявление талантливых и одаренных детей и развитие их навыков и способностей. Так, в феврале состоялся Всероссийский этап соревнований моделей робоавтомобилей «Роботраффик» на базе многофункционального образовательного центра «Солнечный», в котором приняли участие 28 обучающихся. Большое число участников (253 обучающихся) собрала областная дистанционная игра «Профессии будущего», в процессе которой участники отвечали на вопросы, связанные с отраслями, в которых прогнозируются профессиональные и кадровые перемены в соответствии с «Атласом новых профессий».

Востребованность городских профориентационных программ воспитания и дополнительного образования приводит к ежегодному увеличению количества обучающихся, вовлеченных в образовательные программы Центра, что в свою очередь диктует необходимость применения новых форм реализации программ и образовательных событий. Одним из решений данной задачи является ресурс http://cpcgame.ru, которым в 2018 г. воспользовались 4900 человек (увеличение в 2 раза по сравнению с 2017 г.).

Продолжается успешная реализация программы медиа-образования в Центре: в 2018 г. обучающиеся Медиа-центра приняли участие в четырех всероссийских и одном международном конкурсе, в каждом из которых становились призерами: Всероссийский конкурс школьной прессы, олимпиада по журналистике «Проба пера», конкурс школьных изданий «Юнга+», всероссийский конкурс детской журналистики МГУ, всероссийский фестиваль школьной прессы «Тime code».

Центр продолжает оставаться одним из лидеров в системе дополнительного образования Томкой области по техническому направлению. В 2018 г. уже две команды МАОУ «Планирование карьеры» приняли участие в международных соревнованиях по робототехнике: в университете Технион г. Хайфа (Израиль), заняв два первых и одно третье место, в European RoboCupJunior Championship (Италия), на котором участники приобрели не только опыт, но и получили специальные призы - за лучший командный дух и лучший инженерный плакат.

Большой успех был достигнут в естественнонаучном направлении - двое обучающихся Центра заняли призовые места на международной конференции «Geonature 2018» в Тюмени, а еще для двоих победными стали XXIII Международный Биос-форум и молодежная Биос-олимпиада.

Официальное название:
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования Центр дополнительного образования «Планирование карьеры» г. Томска
Учредитель:
Департамент образования Администрации г. Томска
Адрес:
634028, Томская область, г. Томск, ул. Смирнова 28, строение 1
Телефон:
8 (382-2) 90-11-73
Веб-сайт:
http://cpc.tomsk.ru/category/activity/mezhmunitsipalnyiy-tsentr-po-rabote-s-odarennyimi-detmi/
Возврат к списку ← Назад | Вперед →